Медведь Камень

Гора Медведь Камень находится неподалеку от города Нижний Тагил (около 20 километров), на берегу реки Тагил. Именно со стороны реки открывается вид на гору, который объясняет ее название - она напоминает спину огромного медведя. К берегу Тагила выходит отвесный обрыв горы. Постепенно на нем образуются каменные осыпи от разрушения водой и ветром. Высота верхней точки горы составляет 288 метров. На вершине есть небольшая площадка, на которой установлена вышка, можно поставить палатку.

Вид с Медведь Камня впечатляющий - изгиб реки у подножия, бескрайние леса, горные цепи вдалеке, на горизонте - трубы Нижнего Тагила. На этой горе растут редкие виды флоры, реликтовые или эндемичные - иглолистая гвоздика и другие. В окрестностях можно увидеть вязы, которые на Урале встречаются редко. На высоте около семидесяти метров в скале есть небольшая пещерка высотой всего 1,5 метра, а размерами 4 на 2 метра. Археологи нашли там следы пребывания древних людей эпохи палеолита.

Рядом с горой, на излучине реки Тагил, где впадает в нее речка Медведка, есть еще одно достопримечательное место - Верхнетагильский городок (Ермаково городище). Якобы пятьсот лет назад тут зимовал Ермак со своей дружиной. Конечно сей факт вызывает сомнения, на Урале где только не было Ермака, рядом с Кунгурской пещерой тоже есть его городище, вроде и тут он зимовал. Хотя у реки при раскопках в 70-х годах прошлого века вроде даже были найдены монеты времен Ивана Грозного. Но сейчас там не найти даже намека.

Воду из реки Тагил для питья использовать нельзя, поскольку она очень загрязнена. Но поблизости с горой есть ключик. Он располагается на поляне около южного склона скалы, и по весне заливается небольшой болотинкой.

Это вторая часть рассказа. Начало тут

Гора Медведь Камень (около Нижнего Тагила)

Ночью меня периодически беспокоило множество разных шумов - какие-то работающие механизмы, железная дорога, ветер, так что спалось не слишком хорошо. Побаливали спина и плечи, палатка дрожала от порывов ветра, и от этого мне снились тревожные сны, особенно под утро. То кто-то ходит рядом с палаткой, а я не могу проснуться. То меня придавливает чем-то в палатке, это когда тент касался головы. То рядом тявкнула собака. То мимо проходит толпа людей, или едут всадники на конях… От всего этого я периодически просыпался. Короче, сон получился еще тот.

В шесть утра я открыл глаза, увидел на горизонте солнце, вышел наружу, сфотографировал рассвет и лег обратно - на улице было прохладно. В семь утра прозвенел будильник, дав сигнал, что можно вставать, делать зарядку и завтракать. Муравьи так же, как и я, любили на завтрак сыр и батон, крошки они радостно утащили к себе. Один из них схватил слишком большой кусок сыра, который никак не проходил в отверстие муравейника. Тогда ему на помощь пришел другой, поумнее, который поволок сыр к более широкому отверстию, но они друг другу немного мешали, как лебедь, рак и щука, поэтому все получилось небыстро. Компанию кроме муравьев мне опять составляла трясогузка.

Я решил сходить на родник, чтобы умыться и набрать воды. Палатку и вещи пришлось снова оставить на произвол судьбы. Наверху, вроде бы никого не было, только внизу находилась вчерашняя компания, да еще в лесочке видел с горы палаточку.

Спустившись потихоньку с горы, я умылся, попил прохладной водицы, и почувствовал, что уже адаптировался к нахождению в лесу, перестал ощущать неудобства, торопиться, да и вчерашние вопросы отошли на задний план. Пришло чувство, что я именно живу в лесу. Где-то неподалеку квакали лягушки, кругом на траве была роса. Между прочим, спуск с горы в нижней части неудобный, скользкая хвоя. Так что подниматься я стал по другой дороге, более пологой. На утреннем солнышке приятно пахло какими-то цветами. По пути с горы и на гору я понял, что если бы поставил палатку пониже, а не на вершине, то спать было бы гораздо спокойнее, потому что здесь тише - ни ветра, ни шума моторов не долетает сквозь деревья - настоящий лес.

Поднявшись на вершину, я расстелил коврик, разделся, и стал загорать. Солнышко грело вовсю. Я прикрыл глаза, но вскоре ощутил, что по мне кто-то ползет. Оказалось - клещ. Пришлось вставать, снимать его и выкидывать. Потом пришли двое туристов снизу, чтобы перед отъездом полюбоваться видом с горы Медведь Камень. Они рассказали, что вчера вечером видели лисицу, даже немного побегали за ней, чтобы сфотографировать нормально. Второй палатки тоже не было видно, видимо уже собираются.

Долго лежать у меня не получалось - и жарко, и скучновато. Хотелось походить с рюкзаком, да и ноги поразмять. Поэтому решил я тоже собраться и пройтись по окрестностям - у подножия скалы, по поляне перед ней, найти хорошие ракурсы для фотографий. Там же может и пообедаю, да и к поезду пойду. Так и сделал.

Не спеша собрался, и в полвторого спустился с горы к роднику, чтобы освежиться и ноги сполоснуть. Набрал холодной воды, переобулся в кроссовки, а сланцы убрал в похудевший рюкзак. Полил на себя из бутылочки ледяную водицу - очень бодрит. Солнце нагрело лес, и вокруг замечательно пахло сосновой смолой и хвоей. По пути думал, что в следующий раз в такой поход можно взять не фотоаппарат, а видеокамеру, тогда будет больше возможностей рассказать о месте, где побывал, хотя одному видео снимать сложнее. Вышел я на поляну возле реки, откуда вид был намного лучше, он открывался во всей красе. Вот только клещи одолевали, приходилось их все время сбрасывать.

Сделал я несколько серий снимков, потом сошью в панораму, а то одним кадром вся гора не влазит, полюбовался видом и зашагал в обратный путь. Дорога, а точнее - тропа, шла в паре метров от берега реки Тагил, и местами река заливала дорогу, так что приходилось обходить по зарослям мокрые места. Хорошо, кроссовки оказались надежные - не скользят по грязи, не промокают. И река, и гора образовывали вместе чудесный пейзаж, озаряемый солнцем. От воды веяло прохладой. Над травой порхали очень красивые бабочки.

Так я дошел до другого края скалы Медведь Камень и вскоре увидел развилку, у которой начиналась веревочная переправа через реку Тагил. Я дошел до нее. Это были два толстых троса, по одному надо идти, а за другой держаться. Но с рюкзаком я решил не рисковать, да и идти по другой стороне придется до остановочной платформы по железной дороге. А мне хотелось еще походить по лесу, потаскать рюкзачок, так что переправляться я не стал, и вернулся на лесную тропу.

Тропинка постепенно удалилась от реки и стала суше. Но земля была мягкой, и идти было приятно. По колеям становилось понятно, что изредка здесь проезжает что-то двухколесное. Над головой порхали и щебетали птицы - зяблики, дрозды, дятлы… В лесной прохладе шагалось очень приятно. На обед остановился в симпатичном месте, где развел костерок прямо на тропе под сосной. Собрал сухих веточек и подогрел курицу. Поел, снял с себя очередного клеща. Попил воды, сунул в карман сочное яблоко, чтобы погрызть по пути, и пошел дальше.

На электричку в 16.30 я уже не успевал, но решил попробовать поднажать. Если выйду быстро на железную дорогу, то могу и успеть. А торопиться мне было не очень удобно - правый кроссовок стал больно натирать ногу. Вот же однако. Кроссовки эти, кстати в спортмастере были куплены, и совсем не дешево. Из-за них у меня потом ноготь слез. Я их продал за полцены, и на Бебеля купил в два раза дешевле и в сто раз удобнее. Так что в спортмастере не берите ничего - туфта китайская по большим ценам...

В одном месте попался мне бурный и глубокий ручей, который не перейти, не перепрыгнуть, так что пришлось искать, где он будет поуже. К тому же эта дорога шла большой петлей, так что на ближайшую электричку я точно не успеваю. Вообще болотины из ручьев встречались достаточно часто, но все были проходимыми. Увидел на другом берегу какую-то скалу с табличкой. Судя по табличке, здесь погиб человек, когда плыл по реке.

Вскоре я дошел до железнодорожного моста, рядом строили вроде как второй или новый мост. И только я забрался на насыпь, как мимо промчалась моя электричка, которая радостно мне погудела. А вот следующая шла только через полтора часа, в 17.50. До 350-го километра оставалось идти еще пару километров, так что на паровоз я бы не успел никак. А раз времени у меня был вагон, я стал искать место поровнее, где постелить коврик и прилечь. По дороге мне навстречу проехала железнодорожная ремонтная платформа, недалеко от моста в лесу работал бульдозер и были рабочие.

Дошел я до того места, где вчера свернул на ЛЭП, нашел полтора квадратных метра более-менее ровной земли - вот здесь и остановлюсь. Недалеко была видна река Тагил, но я решил туда не ходить а отдохнуть около путей, время у меня было не много. Разулся-разделся, заклеил свежую мозоль, обнаружил, что и ногти на ногах мне опять обувью надавило. Лег на коврик загорать, но сильно полежать не удалось, муравьишки хотели меня утащить в муравейник, а мне щекотно.

Полежал почти до половины шестого, да и поспешил на остановку, чтобы не опоздать уже на последнюю электричку...

Как добраться до горы Медведь Камень

Чтобы попасть на гору, из Екатеринбурга сначала нужно доехать до Нижнего Тагила. Это совсем не сложно. Дальше на вокзале нужно пересесть на электричку, которая едет в сторону Кушвы. Расписание можно уточнить в интернете. Затем на этой электричке доехать до остановки "350 км".

Оттуда до горы можно пойти через лес, но это нелегко, тропинки петляют и теряются, а прямой дороги нет. Лучше пойти вперед прямо по железнодорожным путям, и дойдя до реки Тагил (около двух с половиной километров), не переходя через мост, спустится с насыпи налево, вот там и найдете тропу до горы Медведь Камень. Эта тропа идет вдоль берега, и приводит прямо к горе. Путь немного дальше, зато намного легче.

Можно выйти на следующей остановке, "344 км". Это прямо около трассы Екатеринбург - Серов. Отсюда до горы ближе, полтора километра до реки и там еще полкило. Но сложность в том, что во-первых, нужно искать тропинки в нужном направлении, а во-вторых, переправляться через реку Тагил по тросам, это довольно экстремально, на фото есть эта переправа.

Есть еще один вариант. Междугородние автобусы в сторону Кушвы, Верхней Туры, и далее, едут по Серовскому тракту, и проезжают как раз рядом с остановкой электрички "344 км". Можно купить билет на автобус и попросить водителя там остановиться. Либо до этого места можно доехать на попутке или такси.

Карта дороги до горы Медведь Камень

Фотографии горы Медведь Камень

Потайной домик
Мостик через ручей
Родничок возле горы
На подступах к Медведь Камню
Тропа на вершину
Полянка на вершине горы
Поставил палатку на самом верху